Россия по-прежнему переживает бум сотовой связи второго поколения, который начался с низкого уровня проникновения. Темпы роста проникновения сотовой связи остаются ключевым фактором роста стоимости российских компаний мобильной связи.
На наш взгляд, до сих пор развитие российского рынка сотовой связи проходило в соответствии с оптимистическим сценарием. Сочетание всех финансовых параметров представляется практически идеальным для того, чтобы наблюдаемый рост привел к максимизации стоимости сотовых операторов.
Снижение цен на GSM-оборудование позволило российским сотовым компаниям при относительно низкой выручке на абонента (по сравнению с Европой) добиться низких капиталовложений в пересчете на абонента, что стало основой хорошей рентабельности инвестированного капитала. Возможность обеспечивать экономически привлекательный рост рынка сотовой связи при низкой средней выручке на абонента является ключевым моментом, позволяющим понять, как Россия смогла выйти на уровень проникновения сотовой связи, характерный для стран Западной Европы, при огромной разнице в ВВП на душу населения.
Огромная территория России и неравномерное распределение доходов привело и к различным темпам развития рынков сотовой связи. В Москве и Санкт-Петербурге массовое подключение абонентов началось на два-три года раньше, чем в регионах. Расширение операций «большой тройки» за пределы их основных рынков (Москва и Санкт-Петербург), приведшее к росту конкуренции, стало основным фактором наблюдаемого в настоящее время роста региональных рынков. Раньше такой рост сдерживался отсутствием конкуренции и ограниченными инвестиционными ресурсами местных операторов. Неравномерное географическое и хронологическое развитие различных рынков сотовой связи расширило временные рамки процесса стремительного развития отрасли.
Перспективы роста российских операторов сотовой связи улучшаются в свете выхода компаний МТС и «Вымпелком» на рынки соседних стран СНГ, таких как Украина, Казахстан и Беларусь. Последние обычно отстают от России на один-два года с точки зрения проникновения сотовой связи, и для них характерны столь же привлекательные экономические параметры ведения сотового бизнеса, что позволяет рассчитывать на стремительное развитие соответствующих рынков сотовой связи.