Впечатляющая динамика российских финансовых рынков в период с 1999 г. сопровождалась их постоянным развитием. Реструктуризация внешнего долга, о которой Россия договорилась с кредиторами в 2000 году, сделала российские суверенные еврооблигации одним из наиболее ликвидных инструментов развивающихся рынков долга. Общий объем размещенных бумаг, включая деноминированные в иностранной валюте ОВГВЗ, к концу 2003 г. превысил $43 млрд. Присвоение России в октябре 2003 г. инвестиционного рейтинга агентством Moody’s открыло новые возможности для корпоративных эмитентов, как на внутреннем, так и на международных рынках. По состоянию на 2003 г. российские компании разместили еврооблигации на сумму $12,5 млрд. и выпустили рублевые облигации на сумму около $5 млрд., хотя еще в начале десятилетия эти рынки практически не существовали.
Аналогичные тенденции наблюдались и на фондовом рынке: в период с 2000 по 2003 г. оборот дневных торгов на двух ведущих российских площадках — Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и Российской торговой системе (РТС) — вырос более чем в три раза. Объем сделок с ADR на международных биржах (в основном на Нью-Йоркской и Лондонской фондовых биржах) также увеличился: с учетом внебиржевых торгов совокупный оборот почти удвоился.
Этот рост подкрепляется позитивными изменениями в законодательстве. Первый всеобъемлющий российский закон о рынке ценных бумаг, принятый в 1996 г., предусматривал создание независимого регулирующего органа, призванного следить за выполнением правовых норм в области регистрации, ответственного хранения и эмиссии ценных бумаг, осуществления сделок и расчетов, деятельности посредников, а также коллективных инвестиций. Одновременно местные участники рынка создали саморегулирующуюся организацию, в центре внимания которой находятся вопросы соблюдения установленных правил и риски контрагента. Совершенствование законодательства в области ценных бумаг сопровождалось принятием официального кодекса корпоративного управления и преобразованиями в налоговой сфере, в частности снижением налога на эмиссию ценных бумаг.
Дальнейшему улучшению регулирования рынка должно будет способствовать принятие нового закона об инсайдерской информации, призванного ввести в России лучшие мировые стандарты. Возможна и дальнейшая централизация системы ответственного хранения и расчетов по сделкам, что уже отчасти реализовано на ММВБ. В сочетании с повышением прозрачности операций с ценными бумагами все эти реформы должны стать основой следующего важного шага в развитии финансовых рынков в России — выхода российских компаний на рынки капитала посредством первичного и вторичного размещения акций, что станет логичным продолжением стремительного развития корпоративного сегмента внутреннего рынка долга.